О технике офорт

Офорт

Благодаря тому, что гравюра на дереве, равно как и гравюра на меди только лишь в руках выдающихся мастеров своего дела представляли собой законченные поразительные произведения, наполненные художественной выразительностью и живописностью, в начале XVI века рождается еще один необычный по  технике  исполнения вид гравюры на металле, который, в свою очередь, стал излюбленным и востребованным жанром для множества великих художников того времени - это офорт. Легкость в изготовлении – это одно из его основных достоинств, и этого нельзя сказать о резцовой гравюре и ксилографии. Если в этих техниках необходимо было прорезать вручную линии на металле или дереве, то в технике офорта эту сложную работу выполняла кислота. Доска из металла (в XVI веке чаще железная, в XVII-XVIII веках - медная, в более позднее время - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывалась специальным грунтом, который был устойчив к воздействию кислоты. И на эту доску специальной  стальной иглой, проникавшей сквозь мягкий грунт, наносился рисунок. Затем доска помещалась в азотную кислоту (а медная доска, в свою очередь, помещалась в раствор хлорного железа), и рисунок, нанесенный иглой, протравлялся до нужной глубины. Впоследствии грунт смывался с доски, втиралась краска и делался оттиск. В России, именно по причине травления, гравюра офортом  справедливо получила название гравюрой крепкой водкой. Если упомянуть о мастерах, работавших в этой технике, то наиболее известными были офорты французского мастера начала XVII века Жака Калло, которые отражали разные, часто очень красноречивые, сцены из современной жизни. Фламандская школа подарила искусству замечательного офортиста - Антониса ван Дейка. Его портреты являются непревзойденными образцами иконографии XVII века. Неоспоримо, что наиболее значимой является голландская школа офорта, достойно соперничающая с живописьюна достаточно высоком уровне. Эта школа, в свою очередь, представлена Паулем Поттером, Адрианом Ван Остаде, Херкюлесом Сегерсом… Но непревзойденным  мастером здесь по праву является Рембрандт, который самостоятельно, не прибегая к чьей - либо помощи, постиг удивительное искусство офорта и смог преодолеть трудности этой притязательной техники. Рембрандт же оставил более трехсот офортов в разных состояниях. А примерно с середины XVIII века, как в более  ранние это случилось и с резцовой гравюрой, появляется новое, совершенно самостоятельное  направление - репродукционный офорт.

В большинстве своем книжные иллюстрации  и гравюры второй половины XVIII века были выполнены в необычной технике репродукционного офорта. В то же время, репродукционный офорт был массовой, наиболее часто встречающейся,  продукцией для XVIII века, а оригинальный офорт являлся "отдушиной" для множества художников-живописцев. Наиболее известными стали  работы Каналетто, Антуана Ватто, Франсиско Гойи, Франсуа Буше, Джованни-Баттиста Тьеполо,  и других. Особого внимания заслуживает творчество Джованни-Баттиста Пиранези  - архитектора и гравера, пожалуй, самого выдающегося офортиста того времени, оставившего множество страниц увражей с видами Рима, различных римских древностей и темниц. И если в XIX столетии, благодаря динамичному  развитию печатных техник офорт уже не представляется  достаточно актуальным, то к завершению столетия оно непостижимым образом вновь расцветает, причем уже не в качестве "иллюстрации", а воспринимается современниками не иначе  как целостное направление в художественной графике. К офорту обращается большинство знаменитых французских живописцев, начиная с барбизонцев (Шарль-Франсуа Добиньи Камиль Коро, и другие), и завершая импрессионистами (в особенности  Эдуард Мане). В конце XIX – самом начале XX века очень многие страны подарили искусству прекрасных мастеров - Андерс Цорн, Иван Шишкин, Валентин Серов, Адольф Менцель, Джеймс Уистлер …

Остались вопросы?

Задайте их консультанту

Задать вопрос

или звоните по телефону

8 800 505 32 56

Оставить заявку